Лента новостей
{{ news[0][1][0].date2 }}{{ news[0][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].date2 : news[1][1][0].date2 }}{{ ( news[0][1][1] ) ? news[0][1][1].title : news[1][1][0].title }}
{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].date2 : news[1][1][1].date2 }}{{ ( news[0][1][2] ) ? news[0][1][2].title : news[1][1][1].title }}
{{ n[0] | datetitle }}
{{ ln.date2 }}

Томские ученые попросили у Минобранауки средства для замены научного самолета, аналогов которому в стране нет

24.02.2021, 20:33
tvtomsk.ru
Поделиться:
ФОТО: техник-фотограф ЛКАС ИОА СО РАН Сергей Белан

Институт оптики атмосферы имени В.Е. Зуева обратился в Министерство образования и науки с просьбой выделить средства на замену самолета-лаборатории. Как рассказал директор института Игорь Пташник, новый самолет нужен, потому что максимальный срок эксплуатации действующего уже истек.

Самолет-лаборатория ТУ-134 "Оптик" проводит исследования на всей территории России, преимущественно полеты совершаются в Сибири. Это единственное научное воздушное судно, которое работает в системе Российской академии наук, аналогов в нашей стране нет.

«Сибирь является огромным климатообразующим регионом планеты. В своих исследованиях ученые Института оптики атмосферы сотрудничают с учеными разных стран, например, Японии, Франции, Финляндии, Норвегии. Также мы сотрудничаем в этой области с некоторыми институтами РАН наук и с университетами»,
– рассказал Игорь Пташник.

Как подчеркнул директор Института оптики атмосферы, самолет-лаборатория имеет свои преимущества по сравнению со спутниковым, наземным или судовым зондированием. В первую очередь - это возможность дистанционных измерений, но с расстояния более близкого, чем со спутника, что делает измерения более точными. Также возможны локальные измерения на большой территории за короткий
промежуток времени.

«Основные исследования самолета-лаборатории, это ежегодный мониторинг
газового, и аэрозольного состава атмосферы на территории Сибири,
а также - некоторых характеристик подстилающего слоя поверхности
воды и суши. Также ведутся измерения метеопараметров и излучения
на разных высотах. Все это особенно важно в настоящее время в условиях
быстро меняющегося климата»,
– рассказал Игорь Пташник.

В 2020 году состоялась экспедиция самолета-лаборатории в Арктику. География полета включала шесть морей, пробы воздуха брались над морской поверхностью и над сушей. Отмечается, что это первое в истории подобное исследование.

«Также, благодаря работе самолета-лаборатории, было обнаружено резкое Как Арктика влияет на глобальное потепление? Исследования с воздуха провели томские ученыеснижение скорости поглощения углекислого газа лесными массивами Сибири в летние периоды, начиная с 2004 года. Причина данного явления пока так и не установлена. За эти исследования коллектив самолета-лаборатории был удостоен
престижной премии Российского географического общества "Хрустальный компас"
в 2019 году»,
– рассказал Игорь Пташник.

Что касается полетов в текущем году, то, по словам директора Института оптики атмосферы, сложно что-то планировать, пока не решен вопрос с финансированием.

Замена самолета-лаборатории, по предварительным подсчетам, обойдется примерно в 6 млрд рублей. Это с учетом изготовления, закупки и размещения на борту необходимого научного оборудования.

«Деньги немалые, но, например, в прошлом году министерство выделило около 26 млрд рублей на строительство трех морских научно-исследовательских судов. А самолета-лаборатории, кроме нашего, у РАН в настоящее время нет»,
– отметил Игорь Пташник.

По поводу замены самолета-лаборатории в Минобрнауки обращался и президент РАН Александр Сергеев.

«Александр Сергеев полностью согласен с тем, что исследовательский самолет нужен, а тем более, институту, который занимается оптикой атмосферы»,
– добавил Игорь Пташник.
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
WhatsApp для ваших новостей +7 903 915 42 10
66091
9
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

{{ inf.title }}

{{ inf.date1 }}, {{ inf.date2 }}
{{ inf.source }}
Поделиться:
{{ inf.photo_info }}
{{ inf.full_story }}
Нашли в тексте ошибку? Выделите её, нажмите Ctrl + Enter
ПРЕДЛОЖИТЬ НОВОСТЬ
ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ
Предложить новость:
Отправить
Предложить новость:
Ваше сообщение принято, благодарим за обращение!